Образование — это процесс приобретения знаний, ценностей и умений, накопленных обществом на протяжении его существования. Термин «образование» происходит от древнеславянского «образовать», что значит «создать», «составить». Более подробно — в материале.
Образование: что это
В «Словаре социального педагога и социального работника» отмечается, что образование представляет собой «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а также совокупность знаний, накопленных в результате систематического обучения».
В учебнике «Обществознание» для 5-го класса, составленном под редакцией российского педагога Леонида Боголюбова, говорится, что образование подразумевает «приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, и знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями».
Различные подходы к формированию системы образования
Выделяют два основных взгляда:
- Культуросообразный подход основывается на культурных традициях конкретного народа. Его сторонники считают, что все люди рождаются без задатков, следовательно, обучать всех следует одинаково.
- Природосообразный подход, напротив, предполагает создание условий для раскрытия врожденных способностей и таланта, а также акцент на укрепление здоровья.
Функции образования
Существует три классификации образования: с точки зрения общества, государства, а также скрытые функции.
Функции образования с точки зрения общества
- Воспитательная — первоклассница Маша узнала, что необходимо уважать старших (нравственные качества), вести себя тихо во время театрального представления (правила поведения) и отмечать День Победы (исторический опыт), а также полюбила рассказ «Котенок» Льва Толстого (приобщение к культуре).
- Образовательная — пятиклассник Петя в школе на уроках математики научился округлять числа, а на биологии узнал о полезных и вредных бактериях.
- Социализация — второклассник Леша, сидя за партой с новым учеником Сашей, на практике понял, что такое взаимовыручка и поддержка.
- Подготовка профессионалов для блага страны — девятиклассница Люба, обожающая биологию, твердо решила: когда окончит школу, станет хирургом и будет спасать жизни людей.
- Приобщение к новым технологиям и другим культурам — четвероклассник Витя на информатике освоил азы работы с компьютером, а на литературе, обсуждая «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, приобщился к ценностям американской культуры.
Функции образования с точки зрения государства
- Экономическая — после вуза Света устроилась учителем начальных классов, уменьшив потребность страны в педагогах.
- Социальная — шестиклассник Петя научился правильно реагировать на критику, а значит, в будущем вряд ли ввяжется в драку, когда укажут на его недостатки.
- Культурная — уроки изобразительного искусства в школе побудили Вику стать художницей, и теперь ее картины пополняют коллекции зарубежных галерей.
- Контролирующая — еще в детском саду Егор узнал, что воровать — это плохо, а в музее ведут себя тихо, поэтому сегодня парень не в рядах заключенных и не нервирует смехом работников Третьяковской галереи.
Скрытые функции образования
- Получение нового социального статуса — Женя выросла в семье, где отец работал дворником, а мать — продавцом, но, получив высшее образование, поднялась по социальной лестнице и стала директором рекламной компании.
- Создание дружеских, деловых и семейных связей — Паша в университете обрел друга Семена и познакомился с будущей женой Верой, а завкафедрой посоветовал ему, куда лучше отправлять резюме.
- Возможность получить работу по распределению — выпускнице вуза Тане не пришлось переживать о трудоустройстве: занятость как минимум на год в крупном предприятии ей гарантировали еще при поступлении.
Виды, уровни и ступени образования в России
Для получения образования необходимо пройти несколько ступеней, которые разделены на различные уровни.
Этапы образования
Среди этапов образования выделяют:
- дошкольное образование;
- общее образование;
- профессиональное образование.
Уровни образования
Теперь рассмотрим уровни каждого этапа образования, описанные в учебниках по обществознанию.
- ясли — от двух месяцев до трех лет;
- детский сад — с трех до семи лет.
Общее (школьное) образование:
- начальное (обязательное) — с первого по четвертый класс;
- основное (обязательное) — с пятого по девятый класс;
- среднее — с девятого по одиннадцатый класс.
- начальное — профессиональные лицеи и училища, срок обучения — от одного до двух лет;
- среднее — колледжи и техникумы, срок обучения — от двух до четырех лет;
- высшее — университеты с бакалавриатом или специалитетом и магистратурой, срок обучения — от четырех до шести лет;
- послевузовское — университеты с аспирантурой и докторантурой, срок обучения — три года.
Типы образования
Также по направленности различают:
- психологическое образование;
- радиотехническое образование;
- архитектурное образование;
- юридическое образование;
- математическое образование;
- художественное образование;
- историческое образование;
- духовное образование;
- экономическое образование;
- деловое образование;
- военное образование;
- педагогическое образование;
- музыкальное образование;
- медицинское образование;
- энергетическое образование;
- сельскохозяйственное образование;
- транспортное образование;
- строительное образование;
- горное образование;
- естественнонаучное образование;
- журналистское образование.
Формы обучения в России
- Очная (традиционная) — требует личного присутствия ежедневно, кроме выходных.
- Заочная — позволяет изучать материал как дома, так и на специальных лекциях и семинарах, сдача экзаменов и зачетов проходит в аудитории.
- Экстернат — самостоятельное обучение с последующей аттестацией, дающее возможность сдавать экзамены досрочно.
- Индивидуальная — учебный план составляется для конкретного ученика, что возможно при выходе из академического отпуска, получении второго высшего образования и в других случаях.
- Дистанционная — обучение через Интернет, с просмотром видеоуроков, выполнением заданий и сдачей зачетов и экзаменов онлайн.
Структурные компоненты российской системы образования
Российская система образования включает три ключевых элемента.
- Органы управления образованием, главным из которых является министерство образования, подчиняющееся правительству страны. Также сюда входят департаменты, коллегиальные и совещательные органы, подведомственные организации и региональные органы.
- Федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивающие единство процесса получения знаний на территории страны.
- Сеть образовательных учреждений, включающая ясли, детские сады, начальные и средние школы, гимназии, лицеи, а также училища, колледжи, техникумы и вузы.
Общие тенденции в развитии мирового образования
- Демократизация — образование и воспитание доступны как для здоровых людей, так и для инвалидов, как для граждан, так и для иностранцев.
- Продолжительность обучения — за короткий срок невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
- Непрерывность — развитие технологий требует постоянного обновления знаний и навыков.
- Гуманизация — акцент на личности учащегося, его индивидуальных особенностях и предпочтениях.
- Гуманитаризация — увеличение числа уроков по общественным наукам: экономике, социологии, политологии.
- Интернационализация — создание единой образовательной системы для различных стран.
- Компьютеризация — использование современных технологий на занятиях, таких как видео- и фотопрезентации.
Подведем итоги. Образование — это процесс получения знаний и навыков как самостоятельно, так и в учебных заведениях. Оно может быть обязательным или добровольным. Без общего образования общество было бы в упадке.
Источники:
Образовательная сфера
Образовательная сфера
Образование — это причина, по которой вы находитесь на этом сайте. Это ключ к множеству возможностей и важный фактор для улучшения экономики страны. Чтобы успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать определение и функции образования.
24 августа 2021
· Обновлено 23 июня 2025
Понятие образования
Образование — это инструмент для формирования личности через получение знаний и развитие навыков (познавательных и творческих) посредством системы социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Иными словами, это целенаправленный и организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предыдущих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и содействие в её становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации и сохранить культурное наследие.
- Совокупность образовательных стандартов и программ.
- Органы управления образованием.
- Комплекс принципов, определяющих функционирование образовательной системы.
Основные пути получения образования:
- Обучение в учебных заведениях.
- Образование в семье.
- Самообразование — приобретение знаний, умений и навыков без помощи других.
Образование делится на два уровня:
- Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют их мировоззрение.
- Профессиональное — это специализированный вид образования, реализуемый в школах с определенным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах и институтах. В этом случае человек обучается для получения профессии и становится специалистом в конкретной сфере.
Человек считается образованным, когда он усвоил достаточное количество знаний и опыта, необходимых в обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Образовательная функция в обществе представляет собой роль, которую исполняет определенный социальный институт или процесс в контексте общего явления.
Основные функции общего образования:
- воспитательная — формирование нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и норм поведения;
- образовательная — непосредственно процесс обучения;
- социализация — помощь в интеграции человека в общество и успешном в нем пребывании;
- подготовка специалистов, способных работать на благо страны и улучшать качество жизни;
- введение в новые технологии и различные культуры.
Функции образования с точки зрения государства:
- Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, где люди могут освоить научные и технические новшества и эффективно применять их в своей профессиональной деятельности. Основная цель — удовлетворить потребности в трудовых ресурсах во всех сферах экономики.
- Социальная — образование способствует социализации личности и развитию социальных навыков. Процесс образования начинается в семье и продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурная — образование помогает передавать культурные ценности молодому поколению, развивая их творческие способности.
- Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формируя этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт включает ряд учреждений, органов управления и широкую систему норм и правил. Рассмотрим систему образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — интересно и эффективно!
116.9KКакая профессия тебе подходит? Узнай всего за 10 минут!
Получай больше пользы от Skysmart:
- Улучшай оценки на курсах по обществознанию.
- Выбирай из более чем 230 репетиторов по обществознанию.
- Записывайся на бесплатные курсы для детей.
Система образования в России
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также принципы, определяющие её функционирование. |
Характер системы образования в любой стране определяется её социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
- Органы управления образованием;
- Совокупность образовательных стандартов и программ;
- Сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование (ясли, детские сады),
- начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
- основное общее образование (с 5 по 9 классы), среднее общее образование (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
- среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
- высшее образование (вузы).
Основные принципы образовательной политики в России:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования с учётом права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- доступность образования для всех;
- адаптивность системы образования к потребностям обучающихся;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический и государственно-общественный характер управления, а также самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в России
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны понимать основные направления развития образования в современном мире. Вот некоторые из них.
Демократизация системы образования. Создаются условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений остаются.
Увеличение продолжительности образования. Современное общество требует высококвалифицированных специалистов, что приводит к удлинению срока обучения.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро осваивать новые или смежные виды деятельности и технологии.
Гуманизация образования. Уделяется внимание личности учащегося, его интересам, потребностям и индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Усиливается роль общественных дисциплин в учебном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Применение современных технологий обучения.