Сегодня практически все государства мира придерживаются принципа разделения властей, который эволюционировал в систему сдержек и противовесов, выполняющую роль препятствия для доминирования одной ветви власти над другой и предотвращающую узурпацию власти.
В Конституциях различных стран власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют независимо друг от друга. Каждая из них наделена определенным объемом полномочий, но чтобы предотвратить увеличение полномочий одной ветви власти в ущерб другой, каждая из них может сдерживать, уравновешивать или контролировать другую, тем самым не допуская нарушения Конституции и законов государства.
Одним из средств сохранения баланса является вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую являющегося главой исполнительной власти, налагаемое на акты, принимаемые законодательным органом. Существует три вида этого института.
Отлагательное вето
Например, в Конституции США указано, что «всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей», представляются Президенту для подписания «и только после его одобрения вступают в силу». Однако если Президент не согласен с проектом, то закон возвращается в Конгресс без подписи главы государства, но с объяснением причин отказа.
Это вето называется отлагательным, потому что Конгресс может преодолеть его, проголосовав за проект двумя третями голосов в каждой палате. Этот барьер удается преодолеть редко: с момента вступления Конституции в силу (1789 год) преодолено всего 6% вето. Но всё же.
Выборочное вето
Это самый молодой вид вето, если так можно сказать. Это английское нововведение было известно уже в 1669 году и часто применялось в Конгрессе США. В 80-х годах оно распространилось в большинстве штатов, и губернаторы этих штатов могли им воспользоваться.
Главной особенностью этого вида является возможность главы государства отклонять не весь законопроект, а лишь отдельные его положения, не затрагивающие основной текст. В США такая возможность у Президента появилась с принятием 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето.
«Карманное» вето
Этот вид вето, возможно, самый необычный. Его суть заключается в следующем. Используется он в немногих государствах, например, в Беларуси и США. В США этому способствуют особенности работы Конгресса, который, как и многие парламенты, работает посессионно и затем уходит на каникулы.
Конституция США предоставляет Президенту десятидневный срок для подписания любого законопроекта. Если Конгресс направляет документ менее чем за десять дней до каникул, у Президента появляется шанс применить «карманное» вето, не объясняя мотивов. Документ не подписывается до прекращения работы Конгресса и остается непринятым, буквально оседая в кармане главы государства навсегда. Конгрессу ничего не остается, кроме как рассматривать этот законопроект в следующую сессию с самого начала.
История президентства США полна интересных фактов. Например, президент Г. Кливленд за два срока заслужил прозвище «Президент-вето», применив это право 584 раза. Но были и такие президенты, как Гарфилд, который не применил вето ни разу, хотя после него все президенты использовали это право.
Бывали случаи, когда партии, представлявшие Президента в Конгрессе, специально затягивали слушания и чтения до последних дней сессии. Это было возможно из-за плохо прописанных регламентов выступлений членов Конгресса. Каждый мог говорить о чём угодно, вплоть до того, что с трибуны зачитывались телефонные книги.
Тем не менее, Конгресс тоже научился сопротивляться. В августе 1973 года он впервые в истории распустился на месяц, при этом отложив представление президенту нескольких проектов, чтобы сделать это в последние дни перерыва и начать новую сессию к моменту истечения десятидневного срока рассмотрения законопроекта.
Конечно, право вето — это эффективный инструмент регулирования законодательного процесса. Оно заставляет законодателей делать меньше ошибок и уделять больше внимания важным проблемам, если они того требуют.
Очень жаль, что правом «карманного» вето не обладает наш парламент. В этом случае, возможно, он не принимал бы несколько десятков законов в последние дни сессии, и законы были бы более практичными и не требующими немедленных доработок.
Отлагательное вето президента: что это такое и как работает
Вето
Ве́то (от лат. veto — «запрещаю») — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения [1].
Вето может быть абсолютным (например, в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом [2][3]) или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей и Сенат могут преодолеть вето президента двумя третями голосов [4], или в Польше, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).
Среди относительного вето выделяют «сильное» и «слабое» вето. При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так, президенты Франции и Италии обладают слабым суспензивным вето.
Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так, президент США обладает сильным вето. Вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но не может быть использовано для проведения реформ. Вето служит механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.
В ряде стран (Германия, Япония, Древний Рим) у главы государства отсутствует право отклонять законы, принятые парламентом, хотя закон должен быть утверждён главой государства [5].
Право вето как общественный институт возникло в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также каждый народный трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.
Право вето существует и у народа, что принято называть народным вето. В контексте современных конституционно-правовых трансформаций народное вето следует рассматривать как конституционно-правовую форму влияния граждан на принятие нормативно-правовых актов, где ключевую роль играет не столько сам референдум по отклонению конкретного нормативного акта, хотя это также важно, сколько осознание представительным органом публичной власти возможности отмены его решения в рамках этой конституционной процедуры [6].
- 1 Вето Президента Российской Федерации
- 2 См. также
- 3 Примечания
- 4 Литература
- 5 Ссылки
Вето Президента Российской Федерации
Законопроекты, принятые и одобренные Государственной Думой РФ, рассматриваются Советом Федерации и затем подписываются Президентом. Если Президент воспользуется правом вето, то закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Для преодоления вето Президента РФ необходимо, чтобы за закон в ранее принятой редакции проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок. Конституция Российской Федерации, ст. 107 [7][4].
Президент Б. Н. Ельцин часто пользовался правом вето: с 1996 по 2000 год было отклонено 273 закона. С 2000 по 2003 год вето налагалось 36 раз. В 38 % случаев ветирования в 1996—2004 году Дума успешно преодолевала вето [8].
В 2010-е годы президент Владимир Путин использовал право вето редко. С 2012 по июнь 2021 года Путин воспользовался правом вето всего 3 раза [9].
См. также
- Право вето в Совете Безопасности ООН
- Право вето Президента России
- Право вето Совета Федерации России
- Liberum veto
- Консенсус
Примечания
- Дерюжинский В. Ф. Veto в современных конституционных государствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Вето в Совете Безопасности Wayback Machine // ООН (рус.)
- ↑Вето: история и статистика. Кто и сколько раз применял право вето в ООН, Lenta.ru (13 марта 2003). Дата обращения: 4 июля 2018.
- ↑ 12Паречина, 2003, 4.2.2. Вето.
- ↑Зарубежный опыт государственного и муниципального управления. Wayback Machine — Реферат
- ↑Нестерович В.Ф.№ 3. — С. 27—33. ↑Конституция Российской Федерации(неопр.). Дата обращения: 4 октября 2016.↑Архивировано 9 октября 2016 года.Дата обращения: 7 октября 2016.
- ↑Гужева Н. Повышение зарплат и «обнуление» Путина // Собеседник. — 2021. — № 23. — С. 4.
Литература [ править | править код ]
- Дерюжинский В. Ф.Вето в современных конституционных государствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Перечина С. Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е. В. Матусевича. — Мн.: ИСПИ, 2003. — 162 с. — ISBN 985-446-061-4, ББК 66.3, УДК 342.51.
Ссылки [ править | править код ]
- Vetoes(неопр.). Virtual Reference Desk. United States Senate.
Ссылки на внешние ресурсы
Словари и энциклопедии
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- В библиографических каталогах
- BNF: GND: NDL: NKC: Источник — https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Вето&oldid=126672692
- Конституционное право
- Рувики: Cite web (не указан язык)
К 80. Вето Президента РФ и порядок его преодоления
К 80. Вето Президента РФ и порядок его преодоления
Законодательный процесс представляет собой определенную последовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых стадиями законодательного процесса. В конституционно-правовой литературе выделяют следующие стадии:
1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодательной инициативы) в Государственную Думу.
2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
4. Принятие закона Государственной Думой.
5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.
6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона.
7. Вступление закона в силу.
Кроме того, выделяется еще особая стадия — преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания, а также между парламентом и Президентом.
Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы — это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта закона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение.
Решение по проекту может носить и отрицательный характер, т. е. законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен — в этом смысл данного права.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта обладают специфическим правом законодательной инициативы — они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.
Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты, связанные с расходами федерального бюджета (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключения Правительства РФ.
Когда законопроект вносится в парламент, он включается в план законотворческих работ и направляется в одну из постоянных парламентских комиссий или специально созданную для работы над этим проектом комиссию. Сначала проект рассматривается в этих комиссиях с участием специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы, что является второй стадией законодательного процесса. Третья стадия заключается в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект проходит три чтения. В первом чтении обсуждаются его концепция, соответствие Конституции РФ, актуальность и социальная значимость. Во втором чтении рассматриваются и принимаются или отклоняются поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если его поддерживает большинство депутатов, то есть минимум 226 голосов. Таким образом, третье чтение совпадает со стадией принятия закона.
Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в течение четырнадцати дней. Если за этот период закон не был рассмотрен Советом Федерации, он считается одобренным этой палатой и направляется Президенту для подписания. Однако, согласно статье 106, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, а также войны и мира.
Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. В случае разногласий между палатами может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат, которая разработает приемлемый для всех вариант текста. Либо Государственная Дума может снова принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. В таком случае закон считается принятым и направляется на подпись Президенту РФ, что является следующей стадией законодательного процесса.
Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обнародовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими замечаниями. В последнем случае считается, что Президент наложил вето.
Вето Президента носит отлагательный характер и может быть преодолено повторным голосованием по закону в его первоначальной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Для преодоления разногласий может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.
Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», который уже был рассмотрен ранее.
Президент обладает правом отлагательного вето (статья 107 Конституции). Он может наложить вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен, или вступить в силу. Право на отклонение законов (вето) отличается от права на возвращение принятого палатами закона, если Президент видит в процессе его принятия или одобрения нарушение конституционных условий и процедур. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 года подтвердил это право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.
При отклонении федерального закона мотивы решения Президента должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Президент многократно использовал право вето, в основном по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, а также нарушений этими законами прав и свобод человека и гражданина.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции, Президент как гарант Конституции имеет право вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и сам факт принятия закона. В этом случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания не является отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции. На этом основании Президент возвращал в палаты ряд актов.
На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.
Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации
Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации
Сидоров, Е. С. Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации / Е. С. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 337-338. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75672/ (дата обращения: 26.05.2024).
В статье анализируются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Рассматриваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Описываются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.
Президент РФ занимает значимое место в системе органов государственной власти РФ, выступая как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для достижения этой цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.
В доктрине конституционного права ученые многократно обращались к проблеме реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он считает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, основано на том, что Президент РФ, как гарант Конституции РФ, не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в части 3 статьи 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, так как юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]
Важно подчеркнуть, что конституционный срок для реализации права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ отсутствуют пояснения относительно возможности продления этого срока в случае отрешения Президента от должности, как указано в ст. 93 Конституции РФ. Неурегулированным остается вопрос о праве отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, временно исполняющим обязанности Президента РФ, если глава государства не может выполнять свои конституционные полномочия. Анализируя ст. 107 Конституции РФ, можно отметить, что эти пробелы создают правовую неопределенность в процессе применения права вето Президента РФ. Кроме того, Конституция РФ предусматривает возможность обращения Президента РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона. Этот конституционный механизм носит превентивный характер и предназначен для предотвращения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса Президента РФ, срок для подписания федерального закона приостанавливается.
По вопросу использования права отклонения федерального закона Президентом РФ, свою правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 апреля 1996 г., где отклонение федерального закона Президентом РФ обозначает его решение об отказе в подписании закона с указанием причин отказа. [5, c. 3] Президент РФ также может вернуть федеральный закон в соответствующую палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, в процессе реализации права отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только причины отказа, но и указать выявленные недостатки.
Отклонение федерального закона Президентом РФ обычно оформляется в виде специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ высказывает предложения по совершенствованию поступивших к нему законов. В юридической науке остается открытым вопрос о содержании документа, которым Президент РФ реализует право отклонения федерального закона. По моему мнению, необходимо внести изменения в законодательство РФ, указав, что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения, в котором должны быть изложены причины решения и указаны недостатки в законе, а также позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.
Следует отметить, что в России Президент РФ обладает правом отлагательного вето, то есть при отклонении федерального закона, если при повторном рассмотрении он будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течение 7 дней подписать федеральный закон. Это законодательное положение обеспечивает баланс разделения властей в системе государственной власти РФ.
Необходимо внести изменения в законодательство РФ относительно возможности использования права отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Также следует урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.
Таким образом, право Президента РФ на отклонение федерального закона служит главным образом для предотвращения принятия федерального закона, содержащего определенные недостатки или нарушения, и является конституционным механизмом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.
- Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 128.
- Котенков А. А. На чем основано право Президента РФ возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 78.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе // Вестник СПб МВД России. 2006. № 2. С. 236.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г. № 10 П // по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
Ключевые термины (генерируются автоматически): Президент Российской Федерации, Россия, Конституция Российской Федерации, президентское вето, гарант Конституции, законодательный процесс, конституционный срок действия, Конституционный Суд РФ, момент поступления, отлагательное вето.
Что такое отлагательное вето президента и как оно действует
Вето
Ве́то (от латинского veto, буквально – я запрещаю) – это право главы государства или одной из палат парламента отвергнуть (не подписать) закон, принятый другой палатой парламента или парламентом в целом. Этот термин появился в Древнем Риме и обозначал возможность народных трибунов отменять постановления сената.
Президентское вето – это отказ главы государства (монарха или президента) от подписания закона, принятого законодательным органом. Тип вето зависит от конституционного строя государства. Вето может быть абсолютным (безусловным) или относительным (ограниченным).
Монарх в некоторых странах имеет право абсолютного вето (например, в Кувейте), что означает, что его отказ подписать закон не может быть преодолён парламентом. В других странах монархи лишены права вето (например, в Японии и Швеции). В Великобритании монарх имеет право вето, но не использует его из-за существующего конституционного обычая неприменения вето с 1707 года.
Президенту принадлежит право относительного, или отлагательного, вето, то есть его отказ подписать закон может быть преодолён парламентом. Конституции обычно устанавливают срок для подписания закона президентом (например, в США – 10 дней, в России – 14 дней, в Индии срок не установлен). В течение этого срока президент должен либо подписать принятый парламентом закон и опубликовать его (промульгация закона), либо официально отказаться это сделать. Применение президентского вето может быть преодолено парламентом путем повторного принятия закона квалифицированным (в России) или абсолютным (в Чехии, Венгрии, Польше) большинством голосов от конституционного состава, либо абсолютным большинством на совместном заседании палат парламента (редко применяется, например, в Бразилии). В таком случае президент обязан подписать и опубликовать закон в установленный срок (в России – 7 дней). В США существует «карманное» вето: если до окончания сессии Конгресса остаётся менее 10 дней, предусмотренных Конституцией для подписания закона президентом, он может задержать закон до окончания сессии, не подписывая его и не отказывая в подписи. В таком случае Конгресс должен повторно принять закон на следующей сессии. Чаще всего президентское вето распространяется на закон в целом (в том числе и в России). В некоторых странах (например, в Мексике и Франции) президент может использовать выборочное вето, которое касается отдельных статей и положений закона, и публиковать закон без этих положений (практически не используется).
Вето палаты – это отказ верхней палаты парламента одобрить законопроект, принятый нижней палатой. В таких случаях может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат, и на основе взаимного согласия законопроект вновь принимается нижней и верхней палатами. При недостижении согласия закон либо не принимается, либо нижняя палата может преодолеть вето верхней палаты путем повторного голосования. Во многих странах для преодоления вето верхней палаты требуется квалифицированное большинство голосов, то есть более 50 % + 1 голос, обычно ⅔ голосов от конституционного числа членов палаты. В некоторых странах вето верхней палаты преодолевается путем повторного принятия закона на совместном заседании обеих палат, где, как правило, нижняя палата более многочисленна, и её позиция побеждает (например, в Бразилии и Индии).
Иногда для преодоления вето палаты достаточно абсолютного большинства (50 % + 1 голос) голосов членов нижней палаты (например, в Польше). В Великобритании вето Палаты лордов также может быть преодолено абсолютным большинством голосов членов Палаты общин, но только на следующей сессии парламента. Поскольку нижняя палата уже однажды приняла законопроект, она примет его и во второй раз, но сессия парламента созывается раз в год, поэтому Палата лордов может задержать законопроект максимум на год.
В тех случаях, когда палаты равноправны и законопроект может вноситься в любую из них, для преодоления разногласий используется правило челнока – законопроект передается из одной палаты в другую до тех пор, пока его текст не будет согласован.
Автор: Чиркин Вениамин Евгеньевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2006.
Опубликовано 27 сентября 2025 г. в 13:53 (GMT+3). Последнее обновление 27 сентября 2025 г. в 13:53 (GMT+3). Связаться с редакцией
Опубликовано 27 сентября 2025 г. в 13:53 (GMT+3). Последнее обновление 27 сентября 2025 г. в 13:53 (GMT+3). Связаться с редакцией