Вопрос: Что подразумевается под национальными платежными инструментами согласно статье 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»? (Ответ ЦБ РФ от 18 сентября 2015 г.)
Вопрос: Согласно части 2 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ национально значимая платежная система обязана быть системным участником НСПК. Означает ли это, что платежные карты и другие электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы, являются национальными платежными инструментами? (Ответ ЦБ РФ от 18 сентября 2015 г.)
Вопрос: Согласно части 2 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, признанные Банком России значимыми на рынке платежных услуг, должны быть индивидуальными участниками НСПК. Если такие кредитные организации участвуют также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, могут ли операторы платежной инфраструктуры, привлеченные оператором платежной системы, который является системным участником НСПК, предоставлять услуги по переводам денежных средств, осуществляемым этими кредитными организациями с использованием национальных платежных инструментов? (Ответ ЦБ РФ от 18 сентября 2015 г.)
Вопрос: Согласно части 5 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставлять клиентам национальные платежные инструменты для получения выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Считается ли эта обязанность выполненной, если такие кредитные организации предоставляют клиентам платежные карты и другие электронные средства платежа, принадлежащие платежной системе, являющейся системным участником НСПК? (Ответ ЦБ РФ от 18 сентября 2015 г.)
Вопрос: Обязательно ли информировать клиентов о совершении операций с использованием электронного средства платежа, включая платежные карты? Может ли оператор по переводу денежных средств взимать плату за информирование клиентов о каждой операции с использованием электронного средства платежа в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС)? (Ответ ЦБ РФ от 10 февраля 2014 г.)
Вопрос: Каков порядок соблюдения статьи 9 Закона о НПС при использовании «личного кабинета» или иного аналогичного Интернет-сервиса? (Ответ ЦБ РФ от 10 февраля 2014 г.)
Вопрос: Какое значение имеет момент получения клиентом уведомления о совершении операций с использованием ЭСП согласно статье 9 Закона о НПС? В какой момент такое уведомление считается полученным клиентом? (Ответ ЦБ РФ от 10 февраля 2014 г.)
Вопрос: Изменилось ли регулирование деятельности юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, связанной с выпуском платежных карт, таких как «подарочные», «накопительные», «дисконтные», «бонусные», предназначенные для получения физическими лицами-держателями карт предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС)? (Ответ ЦБ РФ от 01 ноября 2013 г.)
Вопрос: Может ли оператор по переводу денежных средств самостоятельно выбирать способ, позволяющий клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения исключительно с использованием ЭСП для перевода денежных средств в рамках безналичных расчетов? (Ответ ЦБ РФ от 01 ноября 2013 г.)
Курсы по банковскому делу. Лучшие в интернете!
Подпишитесь на наш телеграм-канал: банковские новости, банковская жизнь, инсайды, аналитика, прогнозы
Блокировки по 161-ФЗ: что нужно знать предпринимателям
Блокировки по 161-ФЗ: что нужно знать предпринимателям
Закон 115-ФЗ известен многим (например, мы упоминали его здесь), однако, как показывает практика, предприниматели менее осведомлены о 161-ФЗ и часто путают эти законы. Блокировки случаются и по 161-ФЗ: это происходит в случаях, когда банк подозревает мошенничество и должен провести проверку.
Эксперт — команда мониторинга фрода Модульбанка. Записала Тамара Лапкина.
Что регулирует закон 161-ФЗ и о каких видах мошенничества идет речь
161-ФЗ — это закон, регулирующий функционирование Национальной платежной системы и ее организацию. Контроль за Национальной платежной системой осуществляет Центробанк, в состав инфраструктуры входят различные платежные сервисы и системы, банки, поставщики платежных услуг и приложений.
В соответствии с этим законом, банки обязаны предотвращать случаи возможного мошенничества по счетам (в законе это называется «операции без согласия клиента») и проводить проверки в соответствии с 161-ФЗ в случае возникновения подозрений.
Существует множество видов мошенничества, но наиболее распространенными являются:
- Непредоставление услуг. Например, компания «Холодок» перевела компании «Морозко» деньги за поставку промышленных холодильников, а та пропала. Время идет — холодильников нет.
Способы хищения денег через фишинговые сайты
Злоумышленники часто прибегают к социальной инженерии, то есть к методам, которые вынуждают человека сообщить личные данные, играя на его страхах или любопытстве. Примером может служить звонок от якобы сотрудника банка с просьбой срочно предоставить данные карты и код из смс, чтобы «предотвратить кражу денег». Также встречаются случаи, когда «сотрудник банка» предлагает перевести средства на «безопасный» счет.
Иногда люди устанавливают на компьютер TeamViewer — программу для удаленного доступа — по просьбе посторонних лиц, делятся экраном или находят флешку с вирусом и подключают её к компьютеру из любопытства. В результате можно потерять логин и пароль от личного кабинета или любые другие личные данные.
Признаки сомнительных операций
Проведение проверок по 161-ФЗ — это обязанность банка, а не его прихоть, иначе он столкнется с проблемами от ЦБ. Центральный банк установил основные признаки сомнительных операций, на которые банки обязаны обращать внимание. Если операция соответствует нижеуказанным признакам, банк обязан провести проверку:
- 1. Получатель средств находится в специальной базе данных недобросовестных получателей, составленной Банком России.
- 2. Информация о параметрах устройств, с которых осуществлен вход в автоматизированную систему или программное обеспечение (например, в личный кабинет банка), есть в специальной базе ЦБ.
- 3. Характер операции, время, сумма, периодичность операций и параметры устройства не соответствуют привычной деятельности клиента. Например, если клиент обычно совершает одни типы транзакций, а затем вдруг начинает выполнять другие, да еще и с другой частотой, это сигнал для банка, что возможно, деньги выводит злоумышленник, завладевший личными данными клиента.
Для выявления подозрительных операций банки применяют собственные алгоритмы. Также существует система Финцерт — Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, где банки обмениваются информацией о подозрительных операциях.
Банк может заподозрить своего клиента-получателя в недобросовестности, либо, наоборот, проверить исходящую операцию, чтобы клиент не стал жертвой мошенников.
Руководство по новой реальности для поддержки малого бизнеса
Проверки исходящих транзакций могут проводиться, когда у банка есть подозрения, что в личном кабинете находится не настоящий клиент, а кто-то другой. В большинстве случаев банку удается вовремя понять, что клиент стал, скажем, жертвой фишинга, и предотвратить списания, заблокировав счет. Однако иногда бывает иначе.
Если деньги уже покинули счет клиента, но еще не переведены в другой банк или банк-получатель не успел зачислить платеж, их возвращают. Но если мошенники успели получить деньги на свой счет и обналичить их, ничего поделать, к сожалению, уже нельзя. Деньги можно вернуть только до их зачисления на чужой счет, а переводы между банками обычно быстрые. Если средства переведены, но не обналичены, есть шанс решить вопрос с привлечением полиции: подать заявление, добиться ареста счета мошенника и вернуть деньги через суд.
Если при проверке оказывается, что подозрительную исходящую операцию выполняет клиент, блокировка, само собой, снимается.
Что делать клиентам банков
- Не откладывать прохождение проверки, оперативно предоставлять документы, запрашиваемые банком;
- Быть внимательными в интернете с личными данными и не передавать их без необходимости близким людям. Если доступ к личному кабинету есть не только у вас, проведите инструктаж: практика показывает, что часто на фишинг попадаются бухгалтеры компаний.
Модульбанк защищает бизнес от 115-ФЗ
Мы предотвращаем блокировки, показываем ваш рейтинг надежности и информируем о рисках. Без бумажной волокиты и посещения офиса — все вопросы решаются круглосуточно онлайн.