У детской коляски сломалась деталь. Я попытался найти ее в авторизованных сервис-центрах. Оказалось, что нужно покупать целый блок, который дороже новой коляски. Поэтому я решил поискать запчасть в сообществах на «Вконтакте», разместил объявление с фото в нескольких группах. Где-то получил отказ, где-то не ответили.
Потом один пользователь написал мне, что у него есть нужная деталь. Стоимость — 450 ₽, плюс 300 ₽ за отправку. Отправить он мог только после полной оплаты переводом на карту. Мне не показалось, что это обман, и аккаунт продавца выглядел настоящим.
Спустя некоторое время я получил посылку, но приехала совсем не та деталь, которую я ожидал. Я написал продавцу, и он ответил, что склад что-то напутал и могут заменить деталь. Полученную мной деталь нужно было отправить обратно за мой счет. Я это сделал.
Когда посылка поступила по обратному адресу, я снова написал продавцу, но он ответил, что нужной детали нет на складе и надо ждать. Я отказался и потребовал вернуть деньги. Начались отговорки: кто-то в командировке, счет заблокирован и т.д. Все это заняло около месяца.
После этого я стал публиковать посты в группах по ремонту колясок, предупреждая о мошеннике. Несколько человек написали мне в личные сообщения — оказалось, что многие попали в такую же ситуацию.
Со мной также связался владелец одного из сообществ, который рассказал, что эта женщина из Перми, что она давно так промышляет, но никто с ней ничего не делает. Он даже назвал ее имя. При этом со мной вроде бы общался мужчина, а деталь я отправил обратно в Ижевск.
Я написал обращение через сайт МВД, но прошло уже почти два месяца, а реакции нет.
Я понимаю, что совершил много ошибок и сам виноват, что потерял деньги. Но, может, вы подскажете, что можно сделать в такой ситуации?
Валерий, ваши намерения привлечь недобросовестного продавца к ответственности справедливы и обоснованны. Вы договорились о покупке конкретной вещи по конкретной цене и вправе рассчитывать получить именно то, о чем договаривались. Вас обманули, и это похоже на мошенничество.
На практике правоохранительные органы не торопятся возбуждать такие уголовные дела: по их мнению, тяжесть преступления не соответствует усилиям, которые нужны, чтобы найти виновного и привлечь его к ответственности. Поэтому часто случаются формальные отказы в возбуждении уголовных дел о мошенничестве. Аргументы такие: заявитель и потенциальный обвиняемый находятся в гражданско-правовых отношениях, что переводит способ защиты прав с уголовного на гражданско-правовой.
Другими словами, сотрудник полиции может не возбуждать уголовное дело, потому что не видит признаков преступления. А между вами и обвиняемым, по его мнению, сложились гражданско-правовые отношения, которые вы можете урегулировать через суд. Расскажу, что можно сделать, чтобы повлиять на сотрудников полиции.
Что произошло
Точно квалифицировать вашу ситуацию должны правоохранительные органы. По описанию это похоже на мошенничество. Наказание за него зависит от размера причиненного вреда.
Так как вас обманули на сумму меньше 2500 ₽, это считается мелким хищением и влечет административную ответственность: штраф в пятикратном размере от похищенного, или арест до 15 суток, или обязательные работы на срок до 120 часов.
Если бы сумма ущерба была больше 2500 ₽, мошенника могли бы оштрафовать до 120 000 ₽ или лишить свободы на срок до 2 лет.
В вашем случае продавец манипулировал тем, что правоохранительные органы стараются не вмешиваться в отношения между гражданами, если их можно урегулировать в суде. Для подстраховки мошенник все-таки выслал вам деталь от коляски, пусть и не ту, о которой договаривались. Этим он создал иллюзию выполнения своих обязательств, а значит, якобы обмана нет. Поэтому доказать преступный умысел продавца будет сложно.