Согласно мнению опытных специалистов, каждый случай требует индивидуального подхода. Ответственность водителя определяется результатами расследования, экспертной оценкой и показаниями сотрудника ГИБДД.
40 минут молчания за трагедию на железной дороге. Какую компенсацию за моральный ущерб получает машинист за сбитого человека или смертельное происшествие
40 минут молчания за трагедию на железной дороге. Какую компенсацию за моральный ущерб получает машинист за сбитого человека или смертельное происшествие
После очередной железнодорожной катастрофы, каких за сутки в различных уголках страны на путях происходит немало, в СМИ обычно акцентируют внимание на потерпевших. Или жертвах. Это зависит от степени тяжести происшествия. О состоянии машинистов, которые нередко становятся невольными убийцами не по собственной воле или неосторожности, а из-за невнимательных водителей, как правило, никто не говорит. И причинение морального ущерба локомотивной бригаде не компенсируют. В такой крупной государственной компании, как РЖД с её 750 тысячами сотрудников, до сих пор никому не пришло в голову защищать своих машинистов, подавать в суд за компенсацию психологической травмы или выплачивать одноразовое пособие, или хотя бы дать небольшой отпуск, чтобы человек мог прийти в себя. Если сам попросишь выходной — не откажут. Но будь готов, что в конце месяца не досчитаешься отработанных часов, а значит и зарплаты. Профсоюз тоже не участвует в решении таких вопросов, хотя, казалось бы, в ситуациях с авариями он необходим как никогда. Железнодорожникам приходится бороться за свои права по-старинке, то есть самостоятельно.
И вот свершилось. Машинист из Республики Коми подал в суд на автомобилистку и выиграл.
Авария на ж/д переезде неэлектрифицированного участка «Микунь — Сыктывкар» произошла ещё 19 июля 2019 года. Ситуация типовая: автомобиль Renault выехал на переезд под красный сигнал светофора, машинист применил экстренное торможение, но было уже поздно. Для остановки поезда требуется 600–700 метров — это длина шести футбольных полей. Такого запаса у локомотивной бригады зачастую нет. Вот и в Коми состав не успел затормозить, произошло столкновение. В салоне автомобиля находились три женщины. Та, что 1955 года рождения (она была за рулём), отделалась ссадинами, 17-летняя девочка-подросток получила травмы различной степени тяжести, и пассажирка 1930 года рождения. Последнюю спасти не успели. Женщина умерла ещё до приезда скорой. Уголовное разбирательство было недолгим. Дело в отношении водителя прекратили в связи с примирением сторон, но машинист подал свой иск.
С женщины, которая была за рулём легкового автомобиля, он намеревался взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей, ссылаясь на полученную по её вине психологическую травму. Усть-Вымский районный суд удовлетворил иск. Правда, с автоледи взыскали лишь четверть от заявленной суммы. Ответчик назвала эту сумму завышенной и подала апелляцию.
РЖД направили сотрудника на психофизиологическое обследование, где ему оказали медицинские услуги по динамическому контролю функционального состояния, а также произвели аудиовизуальный метод воздействия и провели тренировку профессионально важных качеств. В результате исследований психологи подтвердили, что у пациента наблюдается снижение показателя настроения и наличие ситуативной и личностной тревожности.
Все заключения специалистов машинист из Коми передал в суд, благодаря чему апелляцию автомобилистки отклонили.
«Когда появились психологи (лет 15–20 назад), стали появляться комнаты психологической разгрузки. После таких случаев направляют туда. Посидишь минут 40 под спокойную музыку полулёжа в кресле, пялясь в монитор с какой-нибудь природой или ещё чем умиротворяющим, — вот и вся разгрузка. Завтра снова на работу по графику. Впрочем, за свои 8 или 9 трупов ни разу не был ни на какой разгрузке. Сейчас, когда худо-бедно заговорили о том, что машинист тоже не железный, можно попросить снять смену. Снимут, но это минус часы», — прокомментировал историю автор vgudok.com, бывший машинист Сергей Вершинин. — Это прецедент. Наезды на людей с расчленёнкой, автотранспорт с кучей трупов — самочувствие машиниста никого не волнует. Смену до конца доработаешь, сколько бы тебе ни оставалось».
За 9 месяцев 2020 года на железнодорожных переездах по вине водителей произошло 141 столкновение с подвижным составом. Пострадали 69 граждан, 21 человек погиб. За год по статистике ТОЛЬКО НА ПЕРЕЕЗДАХ фиксируется около 100 смертей. Это более 100 сотрудников локомотивных бригад, «награждённых» психологическими травмами и лишённых шансов на моральную компенсацию.
Хочется верить, что в РЖД обратят внимание на историю машиниста из Коми. Для компании такие случаи давно должны были стать вопросом корпоративного имиджа. Ведь кто, если не работодатель, должен отстаивать права своих сотрудников в экстренных ситуациях на ЖД? Но не случилось. В монополии по-прежнему актуален режим «каждый сам за себя».
Вопрос этот очень тяжелый и трагический, однако на железных дорогах подобные неприятные инциденты происходят нередко. Люди оказываются под колесами поездов по причине невнимательности, халатности, а иногда и по собственному намерению завершить жизнь таким образом. У меня также было несколько таких случаев, и это ничего хорошего. Но работа есть работа.
Если человек оказывается на путях перед поездом, локомотивная бригада обязана подать сигнал тифоном, чтобы он услышал и увидел приближающийся поезд. Если человек не реагирует, машинист немедленно применяет экстренное торможение с подачей песка под колесные пары локомотива, при этом звуковой сигнал тифоном продолжает подаваться. Если человек сойдет с путей – Слава Богу, если нет, то случится наезд.
При наезде на большой станции обычно по радиосвязи через дежурного вызывается наряд полиции и скорая помощь. Однако машинист должен спуститься с локомотива и убедиться в состоянии пострадавшего, возможно, человек еще жив, такие случаи тоже бывают. По прибытии соответствующих служб тело извлекается из-под поезда или локомотива, либо оно может находиться в стороне (человек был сбит поездом). После всех необходимых действий поезд продолжает движение, но поездной диспетчер обязательно спросит машиниста по радиосвязи, может ли он продолжать вести поезд или ему нужна смена. Никто не станет обвинять машиниста, если он запросит смену, ведь локомотивная бригада испытывает сильный стресс!
Когда наезд происходит на перегоне, машинист обязан сообщить дежурным по станциям, которые ограничивают перегон, о случившемся, указывая километр и пикет. Он также может уведомить поездного диспетчера. После этого локомотивная бригада должна самостоятельно извлечь останки, убрать их с путей и разместить рядом с местом наезда, желательно в том положении, в котором находился человек в момент происшествия. Это очень сложная процедура. Если человек просто сбит и отброшен в сторону, это несколько легче, но если попал под колеса… а если несколько человек! Дальше описывать не буду.
Представьте себе, что переживает локомотивная бригада! Но поезд нужно вести дальше, и если стресс слишком велик, необходимо довести поезд до ближайшей станции и запросить замену. По прибытии в основное или оборотное депо локомотив осматривается совместно с полицией, локомотивная бригада пишет объяснительную в транспортной полиции, скоростемерная лента или кассета расшифровывается с составлением описания. Описание расшифровки также направляется в органы транспортной полиции или прокуратуры. В большинстве таких случаев локомотивные бригады не привлекаются к ответственности, так как поезд невозможно сразу остановить, и обычно применяется экстренное торможение. Но такой случай остается в памяти навсегда!
Если человек попал под вагоны и локомотивная бригада не могла его видеть, то об этом докладывает локомотивная бригада следующего поезда. Диспетчер может дать команду этой бригаде убрать тело с путей. Такая работа. Если несчастный случай происходит с пассажиром поезда на станции или на перегоне, проводники или пассажиры, ставшие свидетелями происшествия, срывают стоп-кран. Машинист пассажирского поезда, увидев падение давления в тормозной магистрали, применяет экстренное торможение. Далее выясняется, что произошло с человеком, машинист докладывает поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, о случившемся с указанием километра и пикета. По прибытии в депо пишется объяснительная в транспортной полиции и расшифровываются данные скоростемерной ленты или кассеты.