В 2018 году продажи люксовых торговых марок в России выросли на 5%. При этом продажи в теневой части рынка превысили показатель официальной розницы. Жизнь связана с развитием имитации и с тем, как отличить подлинную имитацию от подделки.
В 2018 году продажи в теневом сегменте люксовых видов составили 2, 800 млрд рублей. Легальные составили почти 2 500 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные исследования компании Brandmonitor, специализирующейся на борьбе с контрафактом.
Основными рынками сбыта контрафакта стали торговые центры (40 % от общего объема продаж) и рынок одежды (30 %). Поддельные футболки, кроссовки, джинсы и сумки были фаворитами покупателей.
Кто и почему подделывает бренды?
Фото © AP Photo / Sakchai Lalit
Честно говоря, имитация дорогих брендов никуда не делась. Развитие сегодняшнего теневого рынка в основном связано с желанием имитировать элегантный образ жизни и носить предметы категории люкс, все это появляется в Instagram.
В то же время, по словам Юлии Шренской, президента таможенного брокера «КВТ Сервис», далеко не каждый готов купить вещь за 3-5 000 евро. Однако 500 евро — это уже приемлемая цена. Он отмечает, что бутики начинают подстраиваться под эту аудиторию, чтобы удовлетворить ее вкусы. В результате число потребителей со средним и ниже среднего уровнем дохода растет быстрее, чем число богатых потребителей.
— Бутики и односторонние магазины смешивают подлинные вещи с подделками. И я считаю, что это явление широко распространено в России. Более того, если сравнивать настоящие и поддельные визуальные эффекты, то разницы нет», — говорит Юлия Шленская.
Алексей Челярский, директор ватажного дома Buben & Amp; Zorweg Russia, признался, что часто сталкивается с китайскими подделками. Некоторые интернет-магазины намеренно позиционируют китайскую продукцию как продукцию немецкого или швейцарского производителя.
— В 100% случаев китайская копия, содержащая созданную легенду, не имеет ни документации, ни соответствующей лицензии на продукцию. Если заинтересованный в покупке клиент спрашивает о местонахождении фабрики бренда, представители компании не могут ответить ни на один вопрос», — говорит Алексей Черальский.
Как отличить настоящую продукцию от подделки
Самый простой и надежный способ купить оригинальную продукцию — приобретать ее в официальных магазинах. Подлинные и поддельные продукты можно отличить по штрих-коду. Штрих-код должен совпадать со страной-производителем на упаковке.
Следует отметить, что чрезмерно большие скидки могут быть подделкой. В сезон распродаж скидки на предметы роскоши редко превышают 60-70 % от первоначальной цены. Прежде чем совершить покупку, рекомендуется изучить ассортимент бренда на официальных сайтах, чтобы понять реальный уровень цен.
При покупке одежды и обуви стоит обращать внимание на качество товара. При создании имитаций экономятся и время, и силы. В результате на обуви могут появиться потеки клея, неровные и неровные швы, перекошенные ярлыки. Однако вы также можете заглянуть на официальный сайт производителя и посмотреть, как выглядит оригинальная вещь.
Кроме того, в дорогих бутиках продавцы обязаны предъявить сертификат или паспорт на товар. Однако, по словам Юлии Шренской, даже наличие документации не всегда гарантирует подлинность товара.
— Например, если бы мы попросили документы, показывающие всю цепочку поставок от Dior до данного конкретного бутика, они были бы идеально чистыми и красивыми. Поэтому на вопрос о том, как избежать покупки подделок, у меня есть только один ответ: езжайте в приличную страну. Езжайте в приличную страну и покупайте одежду в старых флагманских магазинах, которые до сих пор поддерживают там бренд, советуют эксперты.
ВОПРОС: Этично ли носить подделки?
Понятие «этичная мода» настолько обширно, что ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Некоторые люди носят подделки, сами того не зная, другие протестуют против роста цен на настоящую продукцию, третьи высмеивают крупные бренды. Подростки носят нашивки Stone Island на своих куртках из масс-маркета. И хотя масс-маркет эксплуатирует идеи крупных компаний и новых дизайнеров, мы не относимся к этим вещам с таким же презрением, как к подделкам.
Вместе с социологом моды Маргаритой Крыловой мы исследовали различные аспекты производства и потребления контрафактной продукции и выяснили, что это очень сложная проблема.
1. контрафакт негативно влияет на финансы индустрии моды
По оценкам Ведомства интеллектуальной собственности Европейского союза, ежегодно европейские модные бренды теряют до 10 % своих доходов (около 26 миллиардов евро) из-за подделок. Ущерб является чрезмерным, поскольку в расчет принимается рыночная стоимость оригинального объекта, а не цена имитации. Однако от производителей контрафакта страдают и смежные отрасли экономики, такие как животноводство и химическая промышленность, а также государства, не собирающие налоги и социальные взносы.
Объем продукции, ежегодно изымаемой индустрией моды в США, составляет 1 миллиард долларов, в Европе — 1,2 миллиарда долларов. Во Франции наказывается только продажа контрафактной продукции, а вот за покупку поддельной продукции можно получить штраф до 300 000 евро или до трех лет тюрьмы в Италии.
Несмотря на активную борьбу модной индустрии с подделками, рынок контрафакта продолжает расти. Копии часто производятся на тех же фабриках, что и подлинные, — теми же людьми, из тех же материалов и с использованием тех же технологий. Различия минимальны — независимо от того, лицензионная сумка или нет. Редко можно с первого взгляда отличить копию от оригинала.
2. Производственные прототипы также неэтичны
Говоря о производстве предмета, необходимо учитывать не только умственный труд команды, включая дизайнера (который, безусловно, важно защищать), но и работу каждого человека в производственной цепочке.
Оригиналы и подделки производятся в одинаково плохих условиях — в этом смысле и те, и другие аморальны. Такие мировые бренды, как Nike, размещают свои заказы в макиладорах, на бедных фабриках за пределами Европы. Есть ли разница?
3 — Крупные бренды контролируют рынок и оттесняют на второй план местное производство
Крупные бренды наводняют рынок и закрывают путь к потребителю для других. Современная промышленность поощряет нас к потреблению узнаваемых продуктов. Эта же ситуация подталкивает производителей использовать безымянные, но подходящие бревна для создания копий.
4. Имитация подвергается критике со стороны настоящих потребителей
В социологии есть понятие символического капитала, а также экономического капитала. Покупая определенные бренды, мы вносим вклад в символический капитал. Мы принадлежим к определенному сообществу (самый очевидный пример — бренд скейтеров). Люди, покупающие подделки, получают тот же сигнал нечестным путем. Одни люди дорого платят за статус, другие — нет. Это то, что осуждает истеблишмент.
Сама культура подражания неоднозначна. Сам Гоша Рубчинский и Даша Сельянова (дизайнер и основательница бренда ZDDZ) вдохновляются культурой 90-х, которая включает в себя имитацию спортивных сигналов. Авивас повлиял на этих дизайнеров и на настоящий Adidas. Идея «игры с фишками» позволяет раскрыться творчески. Приводятся примеры того, как молодые люди пришивают собственные лепестки на спортивную одежду. Многие дизайнеры начинали именно так — пытались копировать любимые бренды в раннем возрасте. Подражание — это лесть в самой искренней форме. Желание быть частью бренда, который является частью индустрии, может перерасти в нечто большее. В этом смысле подражание можно воспринимать как положительный символ интереса к моде.
Если мода воспринимается как индустрия, близкая к современному искусству, стоит помнить, что художник постоянно находится в диалоге со своими предшественниками. Небольшой екатеринбургский бренд выпустил серьги, а через несколько лет — COS. Дело не в том, что COS «украден» российскими дизайнерами в регионе, а в том, что все используют идеи своих предшественников. Каждый создает свое самостоятельно — где здесь подделки?
Дизайнеры часто неосознанно копируют, у них есть искреннее желание создать что-то новое. Производители модной продукции подчиняются определенным правилам — они растут в определенной культурной традиции относительно творчества признанных там дизайнеров. По аналогии с искусством, если дизайнер создает нечто, не имеющее ничего общего с модными традициями, это вряд ли будет понято и принято. То, что признается критиками как концептуальное качество, должно относиться к чему-то уже созданному. Дизайнеры рынка должны взаимодействовать с культурой.
Мы используем чужие идеи, но не обязательно их талант. Это приводит к копированию или очень простому подражанию, что свидетельствует о недостатке мастерства, но не о воровстве. В творческом процессе много бессознательного. И талантливое исполнение может быть гораздо более ценным, чем выдающаяся работа, созданная человеком, который не принадлежит ни к какой школе, ремеслу или традиции.
Ненависть к подделкам не имеет под собой никаких оснований. Верить в то, что подделки — это плохо, то же самое, что не понимать, что капитализм уже давно находится в кризисе и что само понятие «подделка» — это всего лишь социально принятая идея. Сегодня идеи глобальны. Мы не обязаны судить об этичности копии, но если вы действительно заботитесь об этике, воздержитесь от ее покупки. Откажитесь от глобальных брендов и отдайте предпочтение местным маркам, производство которых прозрачно.