Влияние монополий на экономику

Монополия — это вид несовершенной конкуренции, характеризующийся наличием в рыночной экономике небольшого числа организаций, деятельность которых позволяет им занимать лидирующее положение на рынке и влиять на цены.

Монополист может влиять на цены за счет уникальности своей продукции, придавая своим товарам и услугам нестандартные характеристики. Иными словами, монополии конкурируют друг с другом не только через ценовые конфликты. Также можно наблюдать случаи, когда рынок определенного вида товаров или услуг занят монополией. Это происходит, когда продукт уникален и не существует аналогичных товаров или заменителей. Это дает компаниям полный контроль над рыночными ценами.

Даже малые и средние предприятия могут стать монополиями, если они занимают большую долю рынка в производстве какого-либо товара, но крупные предприятия никогда не смогут стать монополистами на рынке, пока у них есть баланс рыночного доминирования.

Существуют следующие виды монополии

    Зарубежные экономисты Элвин Дж. Долан и Дэвид Э. Линдсей исследовали и проанализировали деятельность следующих трех типов монополий.

      Характеристики российской монополии

      Российская монополия обладает уникальными чертами, которые отличают ее от других государств с несовершенной конкуренцией. Эти особенности обусловлены следующими аспектами.

        Таким образом, особенностью формирования российских монополий является поддержка ими управленческих и административных форм социалистического строя и организации народного хозяйства. В развитых странах с рыночной экономикой монополии формируются в результате острой конкурентной борьбы. В России государственная собственность является результатом перехода в частную.

        Последствия монополий в российской экономике

        Рыночные монополии не являются положительным явлением для экономического роста и развития. Этот вывод можно подтвердить, проанализировав параметры и показатели экономического развития государства.

        Негативные свойства монополии следующие

          Кроме того, стоит отметить, что монополии наносят очень серьезный ущерб российской экономике из-за снижения продаж отечественной продукции в результате преимуществ и преференций, предоставляемых иностранным монополистам на российском рынке.

          Последствия монопольной власти в бизнесе

          Монополии, возникающие во всех отраслях экономики, влияют на экономику в целом. Рассмотрим, как можно оценить последствия монопольного поведения бизнеса. Традиционный взгляд на влияние монополий на благосостояние общества представлен на рисунке 2.2. Если предположить, что спрос в данной отрасли и технология производства одинаковы для условий как конкуренции, так и монополии, то равновесие конкурентной отрасли достигается, когда оно равно Рис. 2.2. Традиционный взгляд на влияние монополии на общественное благосостояние

          Советуем прочитать:  Как подать заявление в Следственный комитет Российской Федерации в соответствии со статьей 128 Уголовного кодекса и узнать о полномочиях следствия

          Равновесие монополистической отрасли находится в точке, где предельный доход равен предельным издержкам (что соответствует предложению конкурентной отрасли), т.е. в точке E 2. Таким образом, объем выпуска конкурентной отрасли равен , а объем выпуска монополиста равен . Цена конкурентного рынка равна , а цена монополиста равна . Общественное благосостояние в отрасли изменилось. Прежде всего, от монополии в отрасли проигрывают потребители. На конкурентных рынках их излишек (потребительский излишек) имел треугольную форму. В условиях монополии потребительский излишек равен площади треугольника. Потребители потеряли излишек, равный площади трапеции. Часть прежнего излишка, по своему размеру, досталась монополисту в виде монопольной прибыли. Другая часть, т. е. площадь треугольника, не была передана никому. Это и есть чистые потери потребителей (недопотребление) из-за монополии. Помимо потребителей, жертвами монополии стали и конкуренты. Вместо большого количества конкурирующих фирм на рынке появился один продавец товара. Некоторые конкуренты (с более низкими издержками) получали экономическую ренту (излишек производителя) в размере Часть излишка производителя, т.е. стоимость трапециевидной поверхности, передавалась монополисту в виде второй части монопольной прибыли. Оставшаяся часть, т.е. площадь треугольника, была потеряна обществом (в виде недопроизводства товаров). Это и есть чистые потери производителей из-за отраслевой монополии. Почему.

          Совокупный чистый убыток от монополии — это сумма денег, которую не получают ни производители, ни потребители в результате сокращения промышленного производства из-за возникновения монополии. Эта величина называется «чистыми потерями», поскольку она не достается никому, включая монополиста или, в случае регулирования, правительство, потребителей или производителей. Это и есть чистый убыток отрасли. Расчет чистых потерь благосостояния, вызванных монополией в отрасли, очень сложен. Однако минимум этих потерь может быть найден на основе двух предположений: 1) постоянных предельных издержек — 2) постоянной ценовой эластичности спроса. Цена чистых монопольных потерь (DWL) (от английского Deadweight Loss) определяется как площадь треугольника, образованного снижением отраслевого выпуска и ростом отраслевых цен. где — выпуск отрасли конкурентной фирмы, — выпуск монопольной фирмы, — цена монопольной фирмы, — цена конкурентного рынка, или Enter , где E — ценовая эластичность спроса, где — общая выручка монопольной фирмы, — процент превышения монопольной цены над ценой свободной конкуренции (например, в виде монопольной нормы прибыли над ценой), характеризует силу монопольной власти компании на рынке. Используя эту формулу, можно определить чистые потери благосостояния из-за монополии в денежном выражении или в процентах от ВВП страны. Другая формула для оценки чистых потерь может быть выведена путем рассмотрения

          Советуем прочитать:  Как подать в суд на юридическую компанию, которая отказывается возвращать деньги по договору

          ПРОБЛЕМЫ, ПОЯСНЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ Спрос на продукцию монопольного предприятия равен Qd = 10 — P. Функция общих издержек этой фирмы равна TC = 4 × Q. Каковы чистые потери общества из-за монополии на этом рынке? Ответ Потенциальный выпуск соответствует выпуску конкурентной отрасли и зависит от условий, определяющих цену покупки на уровне предельных издержек (маржинальной цены): P = MC. Предельные издержки, по определению, являются первой производной общих издержек: MC = 4. Подставляя данные в уравнение, потенциальный выпуск на конкурентном рынке и рыночная цена составляют и равновесие будет равновесием максимизирующей монополии. Прибыль достигается при MR = MC (MR = 10 — 2 Q). Таким образом, мы получаем параметры равновесия в условиях монополии. В этом случае прибыль монополиста равна чистым потерям общества. Из монополии Здесь мы видим, что потери общества фактически равны половине прибыли монополиста.

          Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
          Добавить комментарий

          ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

          Adblock
          detector