Выявить официальную работу граждан Российской Федерации можно по трудовым книжкам. Выдаются работодателем при первом поступлении на работу, затем передаются в отдел кадров или, в случае увольнения, остаются на руках у сотрудника. В ней указываются личные данные, уровень образования, отношения с работодателем, должность, род занятий и другие факторы. Трудовые книжки могут быть утеряны, и для их восстановления необходимо предпринять определенные действия. О том, как восстановить трудовую книжку, рассказывается в статье. Различные варианты развития событий.
Восстановление трудовой книжки
Одна из распространенных ситуаций — работодатель выдает сотруднику трудовую книжку на некоторое время, а тот ее теряет. В этом случае компания может восстановить документ, следуя определенному алгоритму.
При выдаче копии предоставляется 15 дней со дня подачи заявления на передачу всех сведений, необходимых для трудоустройства предыдущего работника.
Восстановление ПК по копии
Согласно действующему трудовому законодательству, восстановить ТК можно по копии. Его наличие значительно упрощает процесс. Не нужно собирать документы с предыдущего места работы — копии документов можно передать на последнее место работы и сделать копию в течение нескольких дней. Важно, чтобы на копии была надпись «копия верна», подпись сотрудника или главного бухгалтера и печать.
Восстановление трудового кодекса для новых сотрудников
Нередко новые сотрудники приходят в компанию без трудовой книжки. По закону они не обязаны ее восстанавливать. Это должен сделать отдел кадров предыдущего работодателя. Работника могут попросить сделать копию или выдать новую трудовую книжку на прежнем месте работы.
Восстановление трудовой книжки через пенсионный фонд и МФЦ
Трудовые книжки и пенсионные фонды тесно взаимосвязаны, так как записи в документе используются для расчета пенсии. В случае утери ее необходимо восстановить по записям предыдущего работодателя, как было описано выше. Кроме того, их можно восстановить через ПФС или многофункциональный центр. Для этого необходимо подать заявление по установленной форме.
Однако обратите внимание, что в обоих случаях данные будут получены через Государственный архив. Они отправляют запрос и делают копию, но только тех файлов, которые получены из архива. Как вы понимаете, в этом случае в файл попадают не все данные, поэтому информация о работодателе может быть неполной.
Восстановление ТК работодателем, необходимые документы
Трудовые книжки могут быть утеряны по ряду причин. Основные из них следующие.
Если документ утрачен в результате стихийного бедствия, восстановление в этом случае осуществляется по упрощенной схеме.
Если человек работает в организации, восстановлением занимается работодатель. Несмотря на то что книги хранятся в компании, сотрудник имеет право временно пользоваться ими для выполнения своих обязанностей. В большинстве случаев именно в этот момент и происходят потери. Сотрудник должен немедленно поставить в известность руководство и составить заявление. Оно пишется на имя генерального директора с просьбой сделать копию.
Процесс упрощается, если это первое или единственное место работы сотрудника.
Если до последнего места работы человек работал на нескольких предприятиях, проблема усугубляется, поскольку документы приходится собирать у каждого работодателя и переносить в файл, если организация больше не работает.
Если трудовая книжка уничтожена, но файл прочитан, последний работодатель может восстановить такую копию, не собирая документы. ТК отмечает, что записи об общем стаже и работодателе делаются в письменном виде, но без подписей и печатей.
Что делать, если предприятие прекратило свою деятельность
Если организация прекращает свою деятельность, все данные, касающиеся трудовой биографии, можно найти только в личном деле. Как уже говорилось, процесс решения проблем с помощью досье нельзя назвать быстрым. Однако эта проблема усугубляется, если в досье нет данных (довольно распространенная ситуация) или если доступ к информации ограничен. Тогда проблема решается через суд. Это трудоемкий процесс, но в некоторых случаях это единственная возможность восстановить трудовую книжку.
Трудовые книжки — это первичные документы, на основании которых получают пенсии. Переход на электронные носители уменьшил проблемы, связанные со сбором утраченных данных, но потенциал быстрого восстановления утраченной информации по-прежнему велик, и этим стоит воспользоваться.
Если ваш работодатель потерял трудовую книжку — что делать?
Что делать, если работодатель потерял трудовую книжку? Порядок действий сторон трудовых отношений в таких случаях регулируется различными федеральными нормативными актами. О том, с кем и какие действия необходимо предпринять, пойдет речь в статье.
Поведение работника в случае утери трудовой книжки работодателем.
Что должен делать работодатель в случае утери трудовой книжки? Хотя это может показаться странным, основные действия в этом случае должен предпринять сам работник. А именно (стр. 27 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных приказом Минтруда от 19. 05. 2021 г.):
О том, как выдать дубликат, читайте в этом посте.
В стенограмме отражена следующая информация
Информация о стаже работы составляется на основе любой документации, которая может быть запрошена.
В случае массовой утраты трудовых книжек основные действия осуществляются работодателем в порядке, определенном статьей 31 Правил. Положение 31 Положения. В таких случаях создается специальная комиссия для выдачи дубликатов.
Однако утрата одного экземпляра трудовой книжки не должна оставлять виновного работодателя в стороне, несмотря на то, что на работника будет возложен значительный объем обязанностей, связанных с этим экземпляром. В любом случае он должен помочь работнику в сборе документов для восстановления стажа.
Помимо вышеперечисленных обязанностей, закон предусматривает серьезные штрафы для работодателей за утерю трудовых книжек.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали, как работодатели должны заполнять и подавать сведения о трудовой (и иной) деятельности (подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1) в новой СЗВ-СТАЖ с 2023 года. Если у вас нет доступа к системе, получите онлайн доступ к бесплатной пробной версии.
Каковы обязанности работодателя в случае утери работником трудовой книжки?
Если работодатель небрежно обращается с важнейшими рабочими документами сотрудника, могут возникнуть следующие ситуации
1. размер штрафа (часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ):
Ответственность значительно возрастает в случае неоднократной утраты трудовых книжек работодателем.
Аналогичные штрафы налагаются, если работодатель делает копию трудовой книжки, вносит в документ грубую ошибку (например, неправильный расчет рабочего времени) и отказывается ее исправлять.
Подробнее о том, как исправить трудовые книжки.
2. обязанность компенсировать работникам психологический ущерб на основании решения суда (ст. 21 и 237 ТК РФ).
3. если трудовая книжка была утеряна при увольнении и в результате трудовая книжка не была выдана — обязанность по выплате заработной платы работникам, фактически не являющимся работниками, но не уволенным по закону, до выдачи трудовой книжки (статья 3), статья 234 Трудового кодекса Российской Федерации). См. также: «Преждевременная выдача трудовых книжек уволенным работникам — нужно ли их оплачивать?». .
ВАЖНО: Чтобы обезопасить себя от проблем, связанных с потерей трудовой книжки, рекомендуется сделать копию заверенных работодателем страниц по каждому последнему месту работы. Тогда вы сможете восстановить записи в трудовой книжке без серьезных проблем.